Международные перевозки
Международная перевозка - это такая перевозка грузов, которая осуществляется, по крайней мере, между двумя государствами в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями.
Виды международных перевозок. Так же как и внутренние перевозки различаются в зависимости от видов транспорта и объекта транспортировки.
По видам транспорта различают: международные автомобильные, железнодорожные, воздушные, речные и морские перевозки; смешанные перевозки;
Определённую специфику имеют транзитные, смешанные, контейнерные и комбинированные перевозки.
Особенности правового регулирования. Регулирование международных перевозок осуществляется международными соглашениями, национальным законодательством и обычаями, сложившимися в практике перевозочных отношений.
Правовое регулирование различных видов международных перевозок имеет свои особенности. Вместе с тем, следует отметить общие принципы такого регулирования.
Основное значение в правовом регулировании международных перевозок принадлежит международным договорам. Только в области автомобильного, морского и речного транспорта действует более 110 межгосударственных и межправительственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, участницей которых является Россия.
Международные договоры в основном содержат материальные нормы. Коллизионные нормы конвенций обычно касаются вопросов, не урегулированных материальными нормами. Как правило, они отсылают к праву страны суда. Россия является участницей большинства Конвенций по перевозкам.
В международных договорах по всем видам перевозок решается практически, хотя и по-разному, один и тот же круг вопросов.
Это, прежде всего, требования к перевозочным документам.
Во всех видах международных перевозок регулируются такие вопросы, как ответственность перевозчика и установление её пределов, распределение бремени доказывания вины, закрепление оснований освобождения от ответственности перевозчика, сроки исковой давности и предъявления претензий. Бремя доказывания своей невиновности лежит в основном на перевозчике. Стороны не вправе уменьшить или исключить, но вправе увеличить ответственность перевозчика. При наличии умысла или грубой вины перевозчика или его персонала в причинении вреда пределы ответственности, как правило, не применяются.
Особенностью перевозочных отношений является то, что они тесно переплетаются с отношениями права собственности и иных вещных прав на транспортное средство, обязательствами по причинению вреда, трудовыми отношениями перевозчика с членами экипажей транспортного средства и т.д. Международный характер перевозки создаёт дополнительные трудности при квалификации правоотношений как перевозочных и определении применимого права к различным видам отношений, связанных с перевозкой, поскольку к ним применяются различные коллизионные привязки.
Особенностью договоров перевозки является то, что во многих странах внутренние перевозки подчиняются тем же правилам, что и международные перевозки, т.е. нормам, установленным в международных конвенциях (инфильтрация унифицированных норм международного частного права в национальные правовые системы).
В договорах международной перевозки применяются различные коллизионные привязки: закон места отправления или назначения; закон места заключения договора; закон флага и т.д.
В соответствии с ГК РФ к договорам перевозки всеми видами транспорта применяется право, выбранное сторонами (ст. 1210). Если стороны не выбрали права, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п.2 ст.1211). Таким правом является право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности перевозчик (подпункт 6 п.3 ст. 1211). Следует иметь в виду, что в силу п.3 ст.1186 ГК, если договор перевозки урегулирован международным соглашением, содержащим материальные нормы, выбор права с помощью коллизионных норм не производится. Вопросы, не урегулированные в таких конвенциях, решаются с помощью коллизионных норм, установленных в самих конвенциях, которые, как правило, отсылают к национальному праву страны суда. Если же в конвенциях коллизионные нормы отсутствуют, применимое право определяется с помощью коллизионных норм страны суда.
Международные транспортные организации. Большое значение в деле разработки проектов конвенций, унифицированных правил и технических регламентов принадлежит международным транспортным организациям. Они создаются по видам транспорта.
Самой авторитетной по воздушному транспорту является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Она создана в соответствии с Конвенцией 1944 г. как специализированное учреждение ООН. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. приняла Устав ИКАО.
К основным уставным целям ИКАО относятся:
- обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всём мире;
- организация и координация международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок. Одна из целей ИКАО – предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.
18 приложений к Конвенции 1944 г. являются документами ИКАО – международные авиационные регламенты (стандарты, рекомендательная практика, процедуры).
В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций, в том числе Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.
В области морского транспорта действует Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Она представляет собой специализированное учреждение в системе ООН. В настоящее время её членами являются более 160 государств, в том числе и Россия. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем 1974 г., Международная конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. и др.
В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Её основная задача – подготовка и пересмотр проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типовых форм перевозочных документов. Организации в области водного транспорта являются наиболее многочисленными. Их насчитывается более 100.
На железнодорожном транспорте: Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), Совет по железнодорожному транспорту государств участников Содружества, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).
В сфере автомобильного транспорта функционируют:
Организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП), Международная автодорожная федерация (МАФ), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и др.
На речном транспорте действуют такие известные организации как Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну.
В основе правового регулирования международных перевозок лежит Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Вступила в силу 4 апреля 1947 г. после ратификации двадцатью шестью государствами.
В соответствии со статьёй 6 Конвенции 1944 г. никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию государства – участника, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Национальность воздушного судна определяется в зависимости от того, на территории какого государства оно зарегистрировано.
В настоящее время в сфере международных воздушных перевозок действуют одновременно две конвенции: Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (участвуют приблизительно 120 стран, в том числе Россия) и Монреальская конвенция 1999 г. с тем же названием. Вступила в силу 4 ноября 2003 г. Её ратифицировали свыше 70 государств. На территории ЕС она действует с 28.06.2004 г. Россия не участвует.
Варшавская конвенция от 12 октября 1929 г. 28 сентября 1955 г. Гаагским протоколом были внесены поправки в Варшавскую конвенцию. Россия как преемница СССР участвует как в самой Конвенции, так и в Гаагском протоколе. Варшавская конвенция изменялась Гватемальским протоколом от 8.03.1971 г. и Монреальскими протоколами 1975 г. № 1-4. Протоколы ввели исчисление размеров ответственности в Специальных правах заимствования (СПЗ). Согласно Протоколам, ответственность перевозчика за ущерб, причинённый жизни и здоровью пассажира, составляет 100 000 СПЗ (Протокол № 4); за 1 кг утраченного или повреждённого груза – 17 СПЗ (Протоколы № 1, 3, 4). Россия не участвует ни в одном из этих протоколов.
В Варшавской конвенции дано определение международной воздушной перевозки применительно к этой Конвенции (п.2 ст.1).
Воздушная перевозка является международной, если:
1) место отправления и место назначения расположены на территории двух государств – участников независимо от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка, либо
2) место отправления и место назначения расположены на территории одного и того же государства - участника, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции.
Определение международной перевозки в Воздушном кодексе РФ совпадает с определением Конвенции (ст.101 ВК).
Варшавская конвенция устанавливает требования к перевозочным документам (глава II).