Перевозка негабаритных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Негабари́тный груз (англ. Oversize load) — это груз, габариты которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство.
В профессиональной сфере, среди логистов и транспортных компаний, для подобных грузов применяются определения «негабаритный груз», «крупногабаритный груз» или просто «негабарит».
Отдельно стоит сказать о понятии «тяжеловесный груз». Это груз, у которого превышена максимально допустимая масса и (или) предельно возможные нагрузки на оси перевозящего его транспорта.
Тяжеловесный груз может быть одновременно и негабаритным.
В широком смысле определение негабаритного (и/или тяжеловесного) груза включает целый комплекс требований к передвижному составу, пропускной способности (состоянию дорожного покрытия) и ограничению транспортных сетей, а также безопасности груза, так как возможности транспортировки таких негабаритных грузов могут ограничиваться размерами и грузоподъёмностью мостов, размерами тоннелей, наличием ж/д переездов, линий электрических передач и связи и даже погодными условиями и сезоном года.
Автомобильная перевозка тяжеловесных грузов
Есть два параметра, по которым груз может быть определен тяжеловесным:
- Общая масса автопоезда. Считается общая, то есть суммарная для тягача, полуприцепа (низкорамного трала) и самого груза. Существуют нормативы:
- для обособленных грузовых автомобилей: с двумя осями – 18 тонн; с тремя осями – 25 тонн; с четырьмя осями – 32 тонны;
- для автопоездов, состоящих из тягача с прицепом: с тремя осями – 28 тонн; с четырьмя осями – 36 тонн; с пятью осями и более – 40 тонн.
- Нагрузка по осям транспортного средства. Для большинства дорог с асфальтобетонным покрытием (1-я и 2-я категории) максимальная нагрузка на одну ось составляет 11,5 тс (тонн-сил, 1 тс = 103 кгс = 9806,65 Н). При планировании маршрутов с предельной осевой нагрузкой особое внимание уделяется возможным проблемным участкам - переездам, мостам, эстакадам, путепроводам и тд.
Примеры негабаритного груза
К негабаритным грузам, как правило, можно отнести различного вида оборудование, спецтехнику, строительные конструкции и т. п., например:
- яхты;
- катера;
- буровые вышки;
- газовые турбины;
- паровые котлы;
- карьерные экскаваторы;
- подъёмники;
- другие крупные предметы, отличающиеся особенными размерами, формами и весом.
ЧТО ТАКОЕ НЕГАБАРИТНЫЙ ГРУЗ?
Негабаритный груз или сокращенно – просто «негабарит» – это не совсем правильный, но понятный, а потому и распространенный в сфере грузоперевозок термин, который регулярно используется представителями компаний по негабаритным перевозкам, хотя юридически и технически правильно различать крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Но об этом чуть ниже.
Итак, негабаритными считаются любые товары или грузы, которые по размерам и/или массе превышают законодательно установленные нормы. Категория подобных грузов достаточно широка. Это различные строительные материалы, инженерные конструкции, спецтехника, морской транспорт, детали буровых установок, станки, трубы и многое другое. Таким образом, понятие услуги негабаритных перевозок является максимально общим и объединяет крупногабаритные и тяжеловесные грузы.
КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ГРУЗЫ
Говоря про негабаритные грузоперевозки, чаще всего имеют в виду именно крупногабаритные перевозки, которые предполагают транспортировку товаров/грузов/изделий, превышающих по размерам следующие нормы:
- по длине – 20 метров;
- по ширине – 2,55 метра;
- по высоте – 4 метра.
Крупногабаритным груз автоматически делает превышение даже одного из вышеперечисленных параметров. При этом масса не берется в расчет.
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ГРУЗЫ
К категории тяжеловесных относятся грузы, общая масса которых вместе с перевозящим их транспортным средством превышает 38 тонн. При этом следует понимать, что тяжеловесный груз не обязательно должен быть крупногабаритным и наоборот.
То есть, например, объемные (но не тяжелые) конструкции из пластика или древесины – это крупногабаритный груз, а тяжелые металлические изделия небольших габаритов – тяжеловесный. Если же речь идет о перевозке негабаритных тяжеловесных грузов, то имеется в виду груз, который превышает установленные законом нормативы и по размерам, и по массе.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ НЕГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ
Если перевозка негабаритного груза планируется автотранспортом, то следует учитывать, что цена негабаритных перевозок обычно выше, чем при транспортировке более традиционных товаров. Это связано с определенными трудностями.
- Во-первых, перевозка негабаритных грузов требует использования специализированного транспорта, что сразу отразится на цене услуги.
- Во-вторых, повышенные требования предъявляются и к персоналу – водителям и грузчикам, которые привлекаются к погрузке и закреплению груза. Они обязаны строго соблюдать инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов.
- В-четвертых, для перевозки таких грузов необходимо получение разрешения в соответствующих контролирующих инстанциях.
Каждый из перечисленных пунктов повышает стоимость перевозки. Кроме того, еще случаются трудности при составлении маршрута следования, например, из-за неудовлетворительных характеристик дорожного покрытия или других логистических проблем. Тогда логистическая компания вынуждена использовать другой вариант транспортировки, что иногда тоже стоит недешево.